Почему так важны подработки летом и на каникулах
Рано или
поздно дети задают родителям вопрос: а можно я найду подработку? Как
правило, взрослые поддерживают желание детей стать хоть немного
финансово независимыми. Но при этом опасаются, что первое рабочее место
настолько поглотит время и мысли ребенка, что это негативно скажется на
его успеваемости и отдыхе. О том, как правильно ввести подростка во
взрослую жизнь профессий, мы спросили у экспертов.
АЗЫ. Оптимально, если
дети начинают подрабатывать в подростковом возрасте. "Дети проявляют
интерес к возможностям подработки с 10—12 лет. Родители должны
поддерживать это желание, но подработка не должна наносить ущерб учебе.
Ведь у каждого человека есть ведущая деятельность, характерная для
прожитых лет: в дошкольном возрасте — это игры, у подростков — учеба, у
взрослых — работа. Поэтому нельзя, чтобы в школьном возрасте учеба
полностью заменялась другими интересами. Ведь полноценный выбор
профессии ребенок делает, поступая в вуз. А туда можно попасть, лишь
отучившись в школе", — поясняет кандидат психологических наук Татьяна
Подольская.
По ее словам, психологическая готовность
искать подработку для ребенка важна, потому что тогда он понимает всю
серьезность своих намерений: "Например, если ребенок хочет работать
промоутером или курьером, он должен понимать, что в рамках выполнения
этих обязанностей нужно быть коммуникабельным, вежливым и приветливым.
При этом грубость или хамство на работе запрещены — причем неважно,
нравится или не нравится ребенку клиент. Все эти ключевые моменты
родители должны объяснить подростку — чтобы он не разочаровался в работе
в первый же день".
Психологи: подростки должны работать не больше чем полдня.
ГРАФИК. Лучше, чтобы
ребенок подрабатывал периодически — то есть на каникулах либо летом.
"Если же сын или дочь хотят, чтобы подработка была систематической, то
можно разрешить трудиться по субботам — но при условии, что уроки будут
сделаны вовремя", — уточняет Подольская.
А вот директор
по маркетингу "Простобанк консалтинг" Алена Попова не исключает, что
подработка может быть и ежедневной — если условия обучения ребенка
позволяют. "К примеру, если ребенок находится на домашнем обучении (а
это нынче входит в моду), то он может успешно совмещать учебу с
ежедневной подработкой", — поясняет финансист.
При этом психолог
Екатерина Гичан дополняет: не стоит разрешать ребенку трудиться
полноценный восьмичасовой день, ведь не каждый подросток готов работать
по взрослому графику. "Любая работа требует усидчивости, а подросткам
нужно много двигаться — ведь для них это жизненно важная потребность,
которая способствует их развитию. Уже проводился ряд исследований,
которые доказали связь между физической активностью ребенка и его
умственными способностями. Поэтому ребенку или подростку оптимально
подойдет сокращенный рабочий день. Если быть точнее — полдня: за это
время он успеет устать, а соответственно — осознать, что потрудился и
заслужил вознаграждение, но при этом не измотал себя", — говорит Гичан.
НЮАНСЫ. Хотя официально
в Украине детям можно зарабатывать с 14-ти и при наличии одобрения
родителей, можно разрешать ребенку трудиться и раньше, ведь элементы
подработки можно использовать как инструмент финвоспитания. "Подработка —
это серьезный шаг к самостоятельности. Поэтому многие дети начинают
подрабатывать гораздо раньше — примерно с 6—7 лет. Они могут, например,
помогать родителям, продавая на базаре овощи или молоко. Или сами делают
поделки и продают их. Конечно, такие подработки можно назвать разовыми
заработкам, но они приучают ребенка к ответственности и скрупулезности.
Условно, не так сосчитаешь сдачу при продаже молока — обманешь себя или
покупателя, тогда клиент больше не вернется", — рассказывает Гичан.
ИЩЕМ ТАЛАНТЫ
Прежде чем отправить ребенка на
подработку, желательно определиться, в каком направлении ему нужно
трудиться. "Если у ребенка есть ярко выраженные способности, например, к
математике или рисованию, то их стоит развивать и с помощью подработки.
Уже в подростковом возрасте оптимально выяснить, кем ребенок хочет
стать — тут, возможно, помогут какие-то тесты профориентации. И если
ребенок хочет подрабатывать, то направить его стремления можно в это
русло. Если, к примеру, он хочет стать дизайнером — пусть начнет с
фриланса и изготовления визиток. А если ребенку интереснее профессия
ветеринара, то можно поработать помощником в приюте для животных, чтобы
понять — действительно ли близко ему общение с собаками и кошками", —
разъясняет Татьяна Подольская.
При этом нужно выбирать такую подработку, которая будет безопасна для ребенка, говорит Гичан.
В список опасных занятий можно отнести
мойку машин, раздачу листовок на трассах, игроманию и т. д. "Зачем
рисковать, если подходящих работ для подростков немало. Так,
старшеклассник может стать репетитором младших детей и обучать их
математике, английскому. Кроме того, таким же образом можно тренировать
детей в спортивных или танцевальных секциях. Реально получать деньги
и за выступления — в театральных кружках, хоре. Актуальны нынче и
хенд-мейд изделия — ведь самодельные украшения, игрушки и посуда сейчас
спросом пользуются. Можно попробовать обучиться парикмахерскому делу, а
кому-то по душе расклейка объявлений или работа курьером. А еще
проводятся мастер-классы и оупен-эйры (мероприятия под открытым
воздухом. — Авт.), где подростки могут быть аниматорами, учить желающих
танцам, пению, лепке, рисованию или готовке", — перечисляет Екатерина
Гичан. Также психолог рекомендует детям попробовать монетизировать
нестандартные идеи: "У молодежи много креативных мыслей. Мне, например, в
свое время запомнилось, как одна девочка-подросток начала подрабатывать
на том, что придумывала безопасные компьютерные пароли! Уверена, наши
дети могут пойти еще дальше".
Монетизируем креатив.
КОПИМ НА МЕЧТУ ПРАВИЛЬНО
Когда ребенок заводит разговор о
подработке, родители должны выяснить: а зачем понадобились допденьги?
"Возможно, чадо решило накопить денег на велосипед или коньки. Тогда
стоит поддержать ребенка. Можно также помочь ему, подсказав варианты
накопления средств. Объясните на примере: купил конфету, съел — и ее
нет. А если отложить часть суммы заработанного, условно, по 20% в месяц,
то через 6 месяцев можно купить игрушку", — поясняет Попова. В случае
же если ребенок просто хочет получать зарплату, то актуально поднять
тему урезания карманных средств. "Это можно аргументировать, пояснив
ребенку, что он уже самостоятельно может оплачивать мелкие расходы —
проезд или школьные обеды", —
говорит Попова.
говорит Попова.
При этом важно научить ребенка
планированию, чтобы в конце месяца он не остался с мелочью в кармане.
"Нужно с детства приучить ребенка вести финансовый дневник.
В одном столбике он записывает все
поступления — зарплата, карманные деньги, денежные подарки от
родственников; в другом столбике — расходы, в третьем столбике —
сбережения, и подводит ежемесячный итог. Этот подход позволит ему
правильно вести финпланирование. И когда ребенок решит подрабатывать,
родители будут спокойны — деньги на всякую ерунду типа чипсов потрачены
не будут", — говорит Попова.
РИСКИ. Когда ребенок
начинает подрабатывать, нужно следить за его успеваемостью. "Важно
понять, по каким предметам у ребенка не должно быть ниже 9-10 баллов. И
если оценки стали ниже, нужно делать в подработке паузу до конца
четверти — пока успеваемость не вырастет. После этого ребенок может
смело возвращаться на свою работу", — считает Гичан. Нельзя из-за
подработки забывать и о спорте — нужно делать зарядку и бегать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий